Статистика участников и побед
http://en.wikipedia.org/wiki/Dakar_Rally http://www.dakar.com/2011/DAK/presentation/docs/historique-dakar-1979-2009_us.pdf В принципе подтверждается тезис о том что для профессионалов это бизнес: индустрия развлечений + реклама. Масса любителей и авантюристов практически не отслеживается, исключая случаи гибели, аварий и другого экстремизма.
Отслеживается цепочка: вложение средств - разработка спортивного варианта - участие в ралли - победа - разработка гражданской версии - массовое производство - ну и победы заводских команд по инерции, без особых вложений, до первого конкурента.
Массовые версии не имеют со спортивными общих деталей, но расположение цилиндров, геометрические параметры сохраняются. Внешние панели стараются делать максимально схожими.
Характеристика двигателя: мощность как правило в полтора раза меньше, на более низких оборотах.Высота по седлу: ниже на 10-15см.Подвески: ход в полтора раза меньше, значительно мягче.
BMW GS800R - предок гусей, опозит, первая победа 1981
Honda NXR750V - африки и трансальпы, В-твин,первая победа 1986
Yamaha YZE750T - супертенера, 2 линейных, первая победа 1991
BMW F650RR - F серия, одноцилиндровый, 1999
KTM LC8 950R , адвенчер, в-твин 2002
Выделяются первые XT и немассовые у нас Cagiva Elefant 900,
доминирование последние 10 лет одноцилиндровых КТМ, при том что сама КТМ после введения ограничения до 450кубов в ралли напрямую вроде как и не участвует.
Будущее турэндур: 450кубов, будут навешивать электрику, катализаторы, абс, пассажирские подножки и другое барахло на кроссовые мотоциклы.